Краткая справка
С 2017 года в МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова» для учащихся со статусом детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуются Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) и Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (АООП ООО), в которых предусмотрены:
-
психолого-педагогическое консультирование педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей);
-
необходимые коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающими (проводят педагоги-психологи);
-
помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
Ведётся работа с учащимися с задержкой психического развития (вар.7.1 и вар.7.2), обучающимися с РАС (вар.8.1), слабовидящими (вар.4.1), с тяжёлыми нарушениями речи (вар.5.1. и вар.5.2), слабослышащими (вар.2.2).
С 2017-2018 уч.г. работает социально-психологическая служба, в состав которой входят 2 педагога-психолога, 2 социальных педагога и 1 ответственный за бесплатное питание учащихся.
С 2013 года реализуется модульный курс по психологии «Мой путь» (1-11 классы).
С 2016 года работает «Программа профориентационной работы с учащимися 1-11 классов «Шаг за шагом»».
В 2018 г. в гимназии создана Служба медиации, разработана и внедряется программа обучения «Группы равных».
Работает Совет профилактики правонарушений (заседания ежемесячно).
Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова»
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Эффективная реализация включения особого ребёнка в среду гимназии представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, имеющим единые ценности, включённым в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.
Для этого создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, педагоги-психологи, учителя, работающие с учащимися с ОВЗ, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования ДШИ «Весна».
Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
По каждому ребёнку назначается куратор (классный руководитель).
В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приёмов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития. Администрация гимназии несёт ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного обучения и воспитания.
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога гимназии с детьми с ОВЗ являются:
-
диагностическая, коррекционная и развивающая работа;
-
профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Программа коррекционной работы педагога-психолога в гимназии включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое направление; консультативно-просветительское и профилактическое направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое направление.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике.
По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и стимулирующая помощь.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной инклюзии, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и социализации и т.д.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Например, старшеклассники с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор (используется программа «Шаг за шагом»). Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
Работа по консультативно-просветительскому и профилактическому направлениям обеспечивает оказание педагогам-психологам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Специалисты разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьёй. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Несколько лет подряд в гимназию приглашаются психологи ОО «Коралл», которые проводят родительские лектории по вопросам воспитания детей с ОВЗ.
Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми возможностями, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счёт повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребёнком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счёт общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Организационно–методическое направление деятельности педагогов-психологов включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
На обучающегося с ОВЗ на каждый учебный год составляется индивидуальный образовательный маршрут, который содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.
С учётом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создаётся комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик–учитель», «ученик–ученик»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося
-
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка составляется на каждого обучающегося, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
-
Гимназия разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».
-
Карта отражает динамику развития ребёнка в течение каждого учебного года и хранится в гимназии до завершения ребёнком образования в гимназии.
-
Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося после каждого психолого-педагогического консилиума (ППк).
-
Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребёнка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.
Структура Карты
-
I. Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом гимназии).
-
II. Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или социальным педагогом).
-
III. Заключение ППк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ППк в учебном году).
-
IV. Программа комплексного сопровождения ребёнка (цель сопровождения формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым участником сопровождения).
-
V. Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
-
VI. Информация классного руководителя, социального педагога.
-
VII. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ППк по итогам учебного года).
Психолого-педагогическая и социальная помощь
обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
на 2019-2020 уч.год
Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова» основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основные задачи:
-
психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в гимназии;
-
участие специалистов службы сопровождения в разработке, выборе образовательных программ, адекватных индивидуальным возможностям и способностям учащихся;
-
создание условий для полноценного психологического и социального развития гимназистов, сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;
-
диагностическая, консультативная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная помощь участникам образовательного процесса в условиях гимназии;
-
осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим психолого-педагогическое, социально-психологическое изучение учащихся на протяжении всего периода пребывания в гимназии;
-
пропаганда ЗОЖ, в том числе профилактика употребления ПАВ в различных проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребление наркотических веществ;
-
предупреждение правонарушений и отклоняющегося (девиантного, аддиктивного, суицидального) поведения учащихся, негативного семейного воспитания;
-
охранно-защитная деятельность (защита прав и интересов личности ребенка, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем);
-
осуществление организации и контроля категории учащихся, нуждающихся в бесплатном питании.
Планируемые результаты работы
-
Организация взаимодействия педагогов-психологов и социальных педагогов со всеми участниками образовательного процесса.
-
Создание системы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, организации психологически безопасной образовательной среды.
-
Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
-
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.
-
Высокий уровень психологического климата в классных коллективах.
-
Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
-
Сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности. Развитие навыков саморегуляции поведения.
-
Сформированность коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
-
Успешная адаптация и социализация выпускников гимназии.
Диагностический инвентарь,
используемый в работе педагогов-психологов
Диагностика познавательной сферы
Методический комплекс Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников»
1. Внимание
2. Интеллект
-
Тест Амтхауэра (7-9 лет)
-
Интеллектуальная лабильность
-
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (от 12 лет)
-
ШТУР (14-18 лет)
-
По методике ИРМШ А.П. Мясоеда (7 – 10 лет)
3. Память
4. Мышление
5. Восприятие
Личностные методики
-
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
-
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
-
Методика изучения самоотношения (В.В. Столин)
-
Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса
-
Незаконченые предложения
-
Опросник Г. Шмишека
-
Тест Р.Б. Кеттелла (8 - 12)
-
Тест Р.Б. Кеттелла (12 – 18)
-
Шкала оценки значимости эмоций
-
Шкала оценки мотивации одобрения
-
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
Диагностика тревожности
Самооценка
-
Методика С.А. Будасси (самооценка)
-
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
-
Тест «Самооценка»
-
Шкала самооценки Спилбергера-Ханина
Диагностика особенности эмоционально–волевой сферы
-
САН (экспресс – оценка самочувствия, активности, настроения)
-
Шкала безнадежности А. Бека
-
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
-
Диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Г. Айзенка « Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
-
Тест акцентуаций
-
Цветовой тест Люшера
Диагностика коммуникативной сферы
Педагогами-психологами в течение учебного года реализуются следующие программы:
Название программы |
Основная цель программы |
«Первый раз в первый класс»
(1 класс) |
Сопровождение адаптации к школе |
«Мир эмоций»
(2 класс) |
Развитие умения понимать свои и чужие эмоции, знакомство с качествами характера |
«Моя семья, моя школа, мои друзья»
(3 класс) |
Развитие коммуникативных способностей, повышение осознанности, развитие навыка рефлексии, умения понимать близких и окружающих людей – детей и взрослых |
«Я и моя душа» (4 класс) |
Развитие рефлексии, коммуникативных навыков, подготовка к переходу в 5 класс, знакомство с особенностями раннего подросткового периода |
«Познай себя» (5-6 класс) |
Помощь в адаптации к изменившимся условиям обучения и формирование умения принимать на себя ответственность за свои поступки |
«Я – подросток» (7-8 класс) |
Формирование и сохранение психологического здоровья учащихся |
«Путешествие в поисках себя» (9 класс) |
Создание условий для личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
«Путёвка в жизнь» (10-11 классы) |
Формирование и утверждение собственных перспектив |
График работы педагогов-психологов
Авдеева Виктория Викторовна |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
15.00-18.30 |
15.00-18.30 |
15.00-18.30 |
15.00-18.30 |
15.00-18.30 |
8.30-14.00 |
Янченко Анна Николаевна |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
10.00-18.00 |
9.30-13.30 |
15.00-18.00 |
метод.день |
метод.день |
9.30-14.30 |
Консультации педагогов-психологов для учащихся, родителей и педагогов (по предварительной записи)
Авдеева Виктория Викторовна |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
с 17.00 до 18.30 |
с 17.00 до 18.30 |
с 17.00 до 18.30 |
с 17.00 до 18.30 |
с 17.00 до 18.30 |
с 8.30 до 14.00 |
График работы социальных педагогов
Богданова Александра Борисовна |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
8.30-18.00 |
8.30-15.00 |
метод.день |
8.30-15.00 |
12.00-18.00 |
8.30-14.00 |
Шуркалова Татьяна Ильинична |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
8.30-15.00 |
12.00-18.00 |
8.30-15.00 |
метод.день |
8.30-15.00 |
8.30-14.00 | |